БЕРИНГИЯ-2011. Впечатления фотографирующего волонтера

Статья опубликована 30 апреля, 2014 - 10:12 пользователем
Типичный вожак упряжки

Главное событие камчатской зимы - традиционная гонка на собачьих упряжках «Берингия». Всё началось в январе 1990 года, когда влюбленный в Север человек, Александр Печень, задумал и организовал первую на Камчатке гонку на собачьих упряжках — «Берингию». Протяжённостью всего 250 км, но это было начало. Уже следующая «Берингия», в 1991 году, прошла 1980  км и зарегистрирована в «Книге Рекордов Гиннесса», как самая протяжённая в мире. С 2001 года утвердился маршрут 950 километров, от Эссо до Оссоры, который проходит по пересечённой местности, снежным просторам тундры и лесотундры, берегам Охотского и Берингового морей, преодолевает Срединный хребет через сложный и красивейший Карагинский перевал и по пути заходит в удалённые труднодоступные поселки эвенов, ительменов и коряков: Анавгай, Хайрюзово, Усть-Хайрюзово, Ковран, Седанка, Тигиль, Воямполка, Палана, Лесная, Карага. Для жителей этих населённых пунктов Камчатского края «Берингия» стала настоящим праздником и ярким культурным событием.

Гонка «Берингия» - не только спортивное мероприятие, это продолжением вековечных традиций Севера. Идея гонки в Духе северной экспедиции, слаженности, взаимопомощи и дружбе участников, в возрождении и развитии ездового собаководства, в поддержании традиционного образа жизни и национальных культур коренных народов Камчатки.

Берингия доставляет в национальные посёлки гуманитарную помощь, книги и кинофильмы, школьные принадлежности и игрушки, медикаменты и витамины. В проведении экспедиции и помощи населению участвуют выбранные из многочисленных желающих добровольцы. Православный священник, участник гонки, несёт жителям маленьких поселений Слово Божие. Местные администрации и школы-интернаты всегда с нетерпением ждут и радостно встречают каюров, как самых дорогих гостей. Встречая «Берингию», северные поселки скидывают оцепенение долгой зимы, одеваются в яркие национальные одежды, самобытные творческие коллективы устраивают полные эмоций концерты.

Сделать лёгкую и прочную нарту, шедевр народной инженерной мысли, из берёзы и веревки, без единой металлической детали — это искусство. Но ещё сложнее искусство подготовки упряжки. Выбор и воспитание десятка выносливых и умных собак, обучение командам двух-трех передовиков, способных повести за собой упряжку, не сбиться с пути в пургу, вовремя остановиться, если хозяин отстал на сложном препятствии. Хорошие проверенные упряжки люди Севера используют в повседневной жизни - ходят на охоту и рыбалку, ездят к соседям в другие посёлки.

В «Берингии» участвуют как профессиональные каюры, так и обычные люди - рыбаки, охотники, учащиеся и даже пенсионеры. Возраст участников не ограничивается - на трассу выходят и настоящие старейшины шестидесяти пяти лет и успешно проходят всю трассу, передавая свой бесценный опыт молодым каюрам. Участниками «Берингии» стали не только камчадалы, но и жители других регионов Севера, и даже знаменитые каюры из других стран.

Рожденная идеями энтузиастов, живущая уже третье десятилетие, Берингия прошла испытание временем, трудностями и тяжелейшими климатическими условиями, и стала значимым событием для всего Севера России.

Сейчас, по традиционному маршруту, Берингия длится три недели, бывает дольше, в зависимости от погодных условий. Это север, здесь бывают такие метели, что в паре метров ничего не видно, и тогда приходится задерживаться на стоянках дополнительные день или два. Дневные переходы, дистанции, по 50-70, некоторые даже 100 и более километров.


Берингия. Карта гонки
Карта гонки на собачьих упряжках Берингия-2011. Маршрут более 950 км, выделен красным цветом.

Собачек в упряжки берут самых выносливых, и они бегут со скоростью 10-15 км/ч при нормальных условиях. В каждой упряжке, по правилам гонки, от 5 до 16 собак. Есть вожак, который держит всю стаю. Своими наставлениями, в том числе зубами, подгоняет ленивых и притормаживает особо ретивых, и есть передовик, который отлично знает как идти и ведёт упряжку. Собачья упряжка - средство передвижения для Севера необычайно полезное и незаменимое. Если каюру (каюр - хозяин и погонщик упряжки) случается заблудиться, он может положиться на своих собак, а собаки обязательно приведут его к людям - к оленеводам или в ближайший посёлок. Сами понимаете, заблудиться или сломаться на современном техническом транспорте значительно опаснее. Известны случаи и на гонке Берингия, когда начиналась пурга и кто-то из гонщиков пропадал из виду, но к вечеру все собирались где нужно, потому что их приводили собаки.

Собаки Севера Камчатки воспитываются в тяжелых природных условиях и в повседневном нелегком труде с человеком, и выглядят иногда сурово. Некоторые хозяева на лето отпускают собак на какой-нибудь необитаемый островок без присмотра, а к осени забирают результат естественного отбора, чтобы получить такую необходимую выносливость. Это серьёзные собаки.

С началом Берингии энтузиасты нашли ещё сохранившихся собак камчатской породы, привезли хаски, привезли ездовых собак из Аляски. Один из участников, интересный увлеченный человек, чтобы научиться ездовому делу, провел в 90-х два или три года на Аляске, откуда привёз собак для развода. И сейчас в большинстве упряжек собаки - смесь всего лучшего, что удалось найти и вывести кинологам Камчатки.

Гонка проводится на деньги спонсоров, в ней участвуют волонтёры, многие со своими снегоходами. Участие в гонке бесплатное. Организаторы умудряются добывать средства даже на авиа-перевозки. На вертолётах доставляют некоторых участников вместе с собаками и нартами из их посёлков на место старта и с места финиша обратно домой, на вертолётах же доставляют некоторых волонтеров с их снегоходами. Организаторы и добровольцы - сплочённая рабочая команда. Попадая в такую команду, радуешься знакомству с хорошими и сильными людьми.

Все фотографии в статье сделал на Берингии в марте 2011 года, когда в роли волонтёра и одновременно фотографа гонки шёл с участниками три недели, от Эссо до Паланы.


По льду залива к Усть-Хайрюзово. Финиш участка близко, а бежать по ровному льду намного легче, чем по пересечённой местности.

Маршрут проложен по Северу Камчатки, по тундрам и сопкам. Часть пути проходит по льду рек, озёр и заливов. В 2011 году не повезло с погодой - после ранней оттепели в феврале ударили крепкие морозы. Снег, где остался, превратился в мощный и тяжёлый наст. Собачки ранили лапки, их лечили, втирали в лапки мази, надевали специальные носочки, но некоторых собачек приходилось списывать в санитарный поезд, чтобы не повредить больше. Во время гонки действует правило: если собачка не может работать на дистанции, то её нельзя отпускать бежать свободно рядом с упряжкой, её нужно везти на нарте как пассажира, пока на финише участка не сдашь в санитарный поезд.


Лиза Штрекер, немка из Фрайбурга.

Лиза Штрекер, немка из Фрайбурга, человек, любящий Россию и Камчатку, хорошо говорит по-русски. В 2011 году Лиза участвовала в Берингии в первый раз. Замечательный человек. Познакомились мы с ней забавно. Лиза тренировалась перед гонкой, собаки её упряжки сцепились с собаками другой упряжки, Лиза бросилась разнимать, ей покусали руки. Я случайно оказался рядом, а у меня с собой в рюкзаке всегда есть мини-аптечка (перекись, зеленка, пластырь, бинт и прочие нужности). Промыл раны, обработал, забинтовал-залепил, так и познакомились. Мы подружились, поэтому несколько фотографий здесь именно с Лизой.

Ещё о собаках. Собаки одной упряжки - крепкая стая, могут подраться с другой стаей-упряжкой. Как одно из напутствий фотографам - нужно вести себя очень аккуратно. Если вожак на вас кинется, то кинется и вся стая. Один интересный камчатский фотограф, Витя Гуменюк, лет десять ездил снимать Берингию, тоже дал мне несколько напутствий, как более опытный коллега новичку. Одно из напутствий: вот упряжка номер Х, очень злые собаки. Держись подальше. В прошлом году именно они, упряжка Х, кинулись на меня, я резко назад, вдруг по пояс провалился в снег, и никуда уже не деться. Вот результат: минус шапка, минус куртка, минус штаны, минус рукавицы… А сам? - сам цел :)


Снова на дистанцию. Часто именно в таких погодных условиях проходит гонка: снег, то сильнее, то слабее.

Был смешной случай и у меня, тоже бросались собаки. Хотел снять кадр с нижней точки на широкоугольный объектив, а это требует подойти довольно близко к проходящим упряжкам, и в творческом порыве почти не думаешь об опасности. Собаки бросились, успел отпрыгнуть, обошлось, благо твердый наст не позволил провалиться. Так было пару раз, я заметил опасного вожака и стал внимательнее. А позже в тундре случилась проблемка, сломались одновременно нарта с грузом и снегоход - горючка, корм, еда, палатки, полевые печки - всё это возится снегоходами на грузовых нартах и на вездеходе. Я тоже ездил на снегоходе с волонтёром- снегоходчиком, причём замучал его большими расстояниями, чтобы раз за разом уйти вперёд гонки, найти хорошее место для съёмки, отснять проходящие упряжки, потом снова обойти гонку и найти новое место для съёмки. Так вот, сломались нарты и снегоход у идущих впереди, ответственных за разбивку лагеря волонтёров. Встретились, тут у них ещё и собачки с битыми лапками на санитарной нарте. Надо быстро перераспределить груз и собачек на нартах, оставить кого-то чиниться, и двигаться дальше, чтобы кому-то раньше гонки прийти на контрольный пункт, разбить лагерь, приготовить еду и корм. Был один из руководителей Берингии, он мне: “Ты быстро вот на эту нарту с грузом верхом садись, и держи в руках этого пса, ему нельзя в нарту с остальными - дерётся. Вцепись в нарту, держи его чтобы не вылетел и двигайте дальше”. Сел, зверя обхватил покрепче, понеслись. Скорости большие, в районе 70, кочки под снегом, чудом держишься, ногами вцепишься в нарту, швыряет-кидает … Пёс сразу почувствовал, что к нему с добром, сначала морду мне на колено положил, потом на плечо, потом ещё и лизнул благодарно. Я тоже в запале спешки, всё быстро, даже не обратил внимание, что за зверя вручили, а приехали на стоянку, сдаю ветеринару, а сам узнаю - это тот самый вожак, который на меня несколько раз бросался. Ну, доброе слово и кошке хорошо, а собаке тем более :)


Накормить собак
Лиза рубит мороженный корм собакам. Весь корм мы везли с собой. Много мороженной рыбы, а раз это Камчатка, то и рыба не простая - нерка, чавыча, кижуч, горбуша. Не только собакам, себе тоже жарили.

Первую часть пути, когда груза было больше, а дорог не было совсем, даже зимников, с нами шёл вездеход, вёз самые тяжёлые грузы - много бочек с горючкой для снегоходов и мороженный корм в брикетах. Ночи проводили на разных стоянках. Были дикие, например какой-нибудь охотничий домик, в нём организовывали кухню и столовую, там же в тепле спали женщины, а мужики укладывались в палатках. А были стоянки цивильные, в посёлках. Спортзал или школа помещали всех каюров и волонтёров.


Ожидание кормёжки
Напряжённое ожидание вечерней кормёжки. Мороженный корм для собак везли на вездеходе.

Многие камчатские посёлки настолько изолированы, что в них можно попасть только вертолётом, снегоходом, на упряжке, к некоторым подходят морем. Тот же Ковран, на пути Берингии, известный своей вкусной корюшкой, а ещё и знаменитым ительменским национальным ансамблем “Эльвель”, бывает долго изолирован от мира, потому что из-за плохой погоды не летят самолёты и вертолёты. К более крупным селениям, Тигиль, или Палана, уже подходят дороги. Не всегда для легковушек, местами только зимние, но дороги есть.


Камчатский транспорт. Вахтовка
На севере Камчатки если дороги и есть, то доступны лишь серьёзной внедорожной технике. Распространены трехосные КамАЗы с уютными кунгами для пассажиров.

С середины пути, когда в тундре появился зимник, с нами пошёл трехосный КамАЗ с утеплённым кунгом. Он заменил вездеход, и тоже вёз корм и бочки с горючкой.


Усталый пёс заснул стоя на задних лапах
Собаки сильно уставали в сложных переходах по сплошному насту. Пёс приподнялся осмотреться, тут же стоя заснул, и после моего кадра сразу упал.

Ситуация в 2011 году была сложна не только твёрдым настом. За месяц до гонки один камчатский вулкан ожил и кругом накидал пепла, превратив дорогу для собачьих лап в наждачку. Спасали только специальные носочки, но они по такой дороге быстро рвутся. Когда у одного каюра закончился весь запас, он порезал оленью шкуру, на которой спал, и нашил новых носочков.


Переждать непогоду
Пережидая непогоду, на два дня задержались в посёлке Ковран. Было не ясно, пройдёт или усилится снег. Кстати, мы говорим “привязывать”, а на Севере про собак говорят “навязывать”.

Начинающиеся снегопады грозили перейти в метели, приходилось выжидать, задерживаясь на день-два. А по ночам собаки пели. Сначала запоёт один, потом два, три, четыре. Среди ночи пение превращалось в мощный впечатляющий хор пары сотен звонких собачьих голосов.


Вечерняя песня
Обязательная вечерняя песня. Певцов в упряжках много, поют по ночам захватывающе, перепевают друг-друга.

Интересно наблюдать за большим собачьим обществом. Много и тяжело работающие с человеком, они учатся у своих хозяев, становятся сообразительными и общительными, в чём-то подражают людям.


Собачья нежность, или третий - не лишний
Кадр сделал в вертолёте, когда летел со снятыми с гонки собачками. Такая нежность у них бывает, и третий вроде не лишний.

Половина груза, перевозимого обозом Берингии - это гуманитарная помощь в посёлки. Гуманитарку собирают спонсоры, жители и школьники Петропавловска-Камчатского, даже администрация края. Книжки, тетрадки, фломастеры, краски, игрушки - всевозможная помощь для детей в посёлках, для школ и детских садов.

В последнее время на Камчатке начинают возрождать языки местных народов. Переводят детские книжки, православную литературу. В национальных школах стали преподавать родной язык. Сохранением языка озаботились и ительмены, когда-то большой и сильный народ, отличающийся от всех наших северных народов тем, что похожи на индейцев. Сами ительмены так и считают, что они индейцы. Есть интересные факты, может и домыслы, по которым выходит, что у ительменов генетическое сходство с малазийцами. Причем, помимо генетического сходства, у них такие же лодки, как у малазийцев, и много других похожих предметов быта и труда. Как и когда они пришли на Камчатку - никто не знает. Но у них есть легенды, в которых отражается их приход из какого-то далёкого и жаркого края. Во времена освоения Камчатки казаками ительменов было много, самый большой камчатский народ. Ещё недавно, в 70-80-е годы прошлого века их оставалось 20-25 тысяч, сейчас их можно насчитать только тысяч 5-10, и почти половина живёт в посёлке Ковран. Ительменский ансамбль “Эльвель” из Коврана известен не только на Камчатке, но и в остальной России, и даже за её пределами. Они часто гастролируют, их зовут на национальные праздники во всём мире. У них необыкновенно зажигательная музыка и выразительные танцы. Однажды с радостью увидел вытупление "Эльвеля" на ярмарке “Сокровища Севера” в Москве на ВДНХ, где они собрали огромное число зрителей.


Маленький ительмен
Берингия везёт в отдалённые посёлки подарки детям - книжки, краски, карандаши, фломастеры.

В Ковране немало верующих, ительмены - православные с времён прихода на Камчатку русских казаков. А вот своей церкви и священника в посёлке нет. Один из берингийцев, каюр, отец Владислав (в миру Владислав Ревенок), батюшка из села Эссо, где стартует гонка. Продвигаясь по маршруту гонки, отец Владислав несёт Слово Божие людям, и везёт гуманитарную помощь от церкви. В Ковран он привёз детские книжки на ительменском языке. Здесь же провёл богослужение в обычном жилом доме.


Отец Владислав Ревенок
Отец Владислав Ревенок участвует в Берингии как каюр со своей упряжкой. И вместе с тем несёт жителям отдалённых посёлков Слово Божие.

В большом посёлке Тигиль жители своими руками построили церковь, к прибытию Берингии уже завершали внутреннюю отделку. Но в Тигиле тоже священослужителя нет. Люди просили провести службу в привычном стареньком молельном доме, но отец Владислав предложил начать молиться в новой церкви, не дожидаясь завершения внутренних работ. Ревенок - очень интересный человек. Миссионер, и при этом спортсмен-каюр. В шутку его спрашивают про азарт, говорит: “Азарт - это грех”. “А как же спорт ?” - спрашивают дальше. “Ну, спорт - это же спорт!” - улыбается. Долгое время Владислав шёл в лидерах гонки, на финиш пришёл вторым, пройдя всю трассу, 950 км, всего за 93 часа, а это больше 10 км в час на участках самой сложной по малоснежным и погодным условиям Берингии за многие годы.


Камчатский Диоген
Никто собаку в бочку не засунул, сам запрыгнул в поисках перекусить.

Живут люди в северных посёлках бедно. Занимаются охотой и рыбным промыслом. Край богатый, и если бы у них была возможность сбыта рыбы и зверя, то жили бы в достатке, и страну обеспечивали экологически чистым продуктом. Но дорог нет, или дороги слишком тяжёлые, а нынешние власти края пока не озаботились обеспечением этого района полуострова коммуникациями.


Главные зрители - дети
Зрители, маленькие жители поселка, на финише очередного участка гонки.

Детей в посёлках любят, детей много. В школах и детских садах уютная домашняя обстановка, добрые отношения между детьми и учителями. Вообще школы в маленьких посёлках Севера играют роль центров культуры и общественной жизни. Школа даёт стабильную работу многим жителям, в школе детишек кормят, пекут свой хлеб, школа присматривает за детьми, когда родители уезжают по делам.


Ительмен Валера
Далёкий северный посёлок Ковран известен своим знаменитым ительменским ансамблем песни и танца "Эльвель". Валера уже более двадцати лет в ансамбле зажигает зрителей всего мира мощной энергетикой и яркими эмоциями.

В каждом посёлке берингийцев встречали концертами. Ансамбли были и взрослые, и детские. Для жителей Берингия - событие года, весеннее пробуждение. Детки в ансамблях милые и интересные. Возможно, близость к природе и необходимость труда в семье делает их немного отличными от детей в больших городах. В чём-то они проще, в чем-то серьёзнее и взрослее.


Корякская девочка
Участница детского национального ансамбля песни и танца в маленьком посёлке Воямполка.
Эвенская красавица
Девушка из эвенского национального ансамбля в посёлке Эссо.

Здесь в фотографиях встречаются три камчатские национальности - ительмены, коряки и эвены. С поездками по Северу всё больше убеждаюсь - наши северные народы очень симпатичные.


Волнение перед концертом
Корякская девочка готовится к концерту, волнуется.

Вот, пожалуй, и всё, что хотелось показать. В этой экспедиции много снимать не удалось, я был волонтёром, и работал вместе с остальными добровольцами по обеспечению гонки, часто в ущерб фотографированию. Пришлось становиться и грузчиком, и счетчиком-учетчиком, и прочие рабочие профессии осваивать. Но не жалею. Совместная работа позволила стать своим, стать членом команды, в которой собрались настоящие люди Камчатки.

Олег Смолий, 2011г.
Записано по аудиозаписи моего выступления в Русско-немецком Доме в Москве 12 октября 2011г.

Все фотографии альбома "Берингия - Дух Севера" (нажмите на любую фотографию ниже для запуска слайд-шоу):

  • Берингия. Вожак упряжки
  • Берингия. Карта гонки
  • Накормить собак
  • Ожидание кормёжки
  • Камчатский транспорт. Вахтовка
  • Усталый пёс заснул стоя на задних лапах
  • Переждать непогоду
  • Вечерняя песня
  • Собачья нежность, или третий - не лишний
  • Маленький ительмен
  • Отец Владислав Ревенок
  • Камчатский Диоген
  • Главные зрители - дети
  • Юные болельщики
  • Ительмен Валера
  • Корякская девочка
  • Эвенская красавица
  • Волнение перед концертом

 

Автор: 

Олег Смолий

Дата: 

21 декабря 2011

2 Комментария

Спасибо!

Спасибо!
И прежде всего организаторам и участникам этого увлекательного действа - гонки на собачьих упряжках "Берингия".

Олег Смолий